Как буксировать автомобиль — важные правила и советы

Единые ПДД по буксировке ТС

Принято выделять единые каноны буксировки:

  1. Если буксировка осуществляется в тёмное время суток, на машинах следует включить «габаритки».
  2. Независимо от времени суток, на обоих ТС должна быть задействована оптика: фонари ближнего света, «противотуманки».
  3. Запрещено передвигаться со скоростью выше 50 км/ч.
  4. Буксировочный канат следует постоянно держать натянутым, иначе при неожиданном рывке он легко оборвётся. На провисший до земли трос может наехать буксируемая машина.
  5. Между обеими машинами, на гибкой сцепке должно быть от 4 до 6 метров, на жёсткой — не больше 4 метров.

Для буксируемого автомобиля введены следующие пункты ПДД:

  1. Автомобиль выделяется знаком аварийной остановки, закреплённом на бампере.
  2. В замок должен быть вставлен ключ, иначе руль заблокируется, и машина станет неуправляемой.
  3. На спусках шоферу надо быть очень внимательным. При провисании троса он должен плавно тормозить машину, желательно «ручником».
  4. Во время поворота водитель автомобиля должен быть внимательным, не замешкаться при манёвре, особенно на оживлённой дороге, где любой образовавшийся разрыв сразу может вклиниться другая машина.

Для буксирующего автомобиля введены эти пункты ПДД:

  1. Не рекомендуется тормозить двигателем при буксировке, да и вообще, нажимать на педаль как можно реже. Переключать скорости на буксирующем авто надо быстро.
  2. Во время вынужденной остановки или сбавления скорости, водитель должен дать сигнал буксируемой машине «стопом» или рукой.
  3. При манёвре водителю надо двигаться по максимально возможному радиусу.

Существует также ряд обязательных правил, ограничивающих буксировку:

  1. Строго запрещена буксировка гибкой сцепкой на скользком дорожном покрытии, зимой во время гололёда.
  2. Не допускается тянуть машину с прицепом или несколько ТС за один раз.
  3. Наказуемо законом, если буксируемое ТС с повреждёнными тормозами и тяжелее тягача.
  4. Запрещено тянуть на тросе мопеды и велосипеды.
  5. Мотоциклы разрешено буксировать только с присоединённым боковым прицепом.
  6. Буксировка наказуема законом, если она проводится при плохой видимости: туман, сильный дождь.
  7. Запрещена буксировка сцепки машин, длина которых превышает 22 метра.

Правила буксировки по ПДД

Бывает так, что машина заглохла или сломалась, и ее приходится тащить на буксире. В это случае буксируемый транспорт обязательно должен включить аварийную сигнализацию, то есть сигнал аварийки. Если же он не работает, потребуется закрепить знак аварийной остановки. 

Неверная или неумелая транспортировка автомобиля с помощью другого ТС на мягком тросе может привести к проблемам на дороге для обоих водителей, прочих участников движения, стать причиной аварии. Поэтому разработаны правила буксировки на гибкой сцепке, которые входят в ПДД РФ. Они содержатся в пункте 20 и касаются разных ее аспектов.

Расстояние

Между автомобилями, участвующими в процессе транспортировки одного другим на тросе, должно быть не менее 4 — 6 м. Норма установлена подпунктом 20.3 ПДД. Когда выполняется буксировка на гибкой сцепке, расстояние поможет избежать столкновения машин в форс-мажорной ситуации.

В то же время оба водителя имеют хорошие возможности для обозрения дороги и окружающего пространства. Это тоже важный фактор безаварийной езды. Они успеют среагировать на любую нештатную ситуацию, например, выбоину на дороге, нарушение правил другим участником движения.

Длина троса

Выбор соединяющего оба автомобиля приспособления – важный момент, хотя в ПДД он никак не регламентируется. Но если указано необходимое расстояние между ТС, длина троса при гибкой сцепке обязана его обеспечивать. То есть она должна быть не менее 6 м. Еще одна важная деталь – наличие на нем световозвращающих устройств. Их должно быть не менее двух.

Нанесенные на приспособления красно-белые полосы позволят другим автомобилистам издалека видеть, что одна машина буксирует другую.

При выборе троса важно обращать внимание на его качество, надежность креплений. Приспособления бывают капроновыми, из металлических проволок, иных синтетических материалов. Выбор остается за автомобилистом, законом он не диктуется.

Машины, предназначенные для перемещения грузов, отличаются от «легковушек» большими габаритами и массой. Именно это может поставить в тупик водителя, если нужно транспортировать такое ТС с помощью другого авто и мягкого троса.

Предлагаем ознакомиться  Знаки дорожного движения РФ 2019 с пояснениями

Но буксировка грузового автомобиля на гибкой сцепке существенных отличий в сравнении с легковым не имеет, правила действуют те же. Важное условие, записанное в ПДД: в кузове транспортируемой машины не должно быть пассажиров.

В остальном условия буксировки грузовика не отличаются от требований, существующих для другого типа транспорта.

Гибкая сцепка для легковых автомобилей предполагает выполнение следующих правил:

  • между ведущим и ведомым ТС должно быть расстояние не менее 4 — 6 м;
  • за рулем буксируемой машины обязан быть водитель, в салоне имеют право находиться и пассажиры;
  • на трос обязательно вешают не менее двух световозвращающих знаков;
  • на буксируемой машине должны гореть аварийные огни, а во время движения по тоннелю и «габаритки»;
  • на ведущем ТС необходимо включать фары дневного света.

Виды буксировки транспортных средств

Как буксировать автомобиль - важные правила и советы

Различают несколько видов буксировок:

  1. Наиболее распространённой является буксировка на гибкой сцепке.
    Она применяется с помощью гибкого металлического или капронового троса. Этот вариант разрешён, если у буксируемого ТС система управления, включающая тормоза, ходовую часть и руль, полностью исправна. Канат должен быть длиной не меньше 4-6 метров.
  2. Буксировка на жёсткой сцепке представляет собой соединение с помощью приспособления, собранного из стальных прочных труб и уголков. Различают 2 типа этих сцепок: простую штангу (карандаш) и треугольник. Второй вариант сцепки позволяет буксировать неисправный автомобиль без водителя за рулём.
  3. Буксировка погрузкой.
    Это вариант перевозки неисправного автомобиля способом частичной или полной погрузки на грузовик. В первом случае на шаланду заносится только половина буксируемого ТС, остальная часть машины едет на колёсах. Полная погрузка — аналогична перевозке на эвакуаторе.

Буксировка считается одним из самых сложных технических приёмов. Законом даже выделен специальный раздел ПДД, регулирующий положения этого метода перевозки неисправной машины.

Буксировка может проводиться разными способами, но именно гибкая сцепка проводится наиболее часто, ведь большинство автомобилистов ездят на легковых машинах. Жёсткая сцепка неудобна, требует наличия специального подъёмника. А вот гибкая сцепка — достаточно лишь одного прочного каната. Поэтому в подавляющем большинстве случаев буксировка проводится этим способом.

Гибкая сцепка имеет ограничения:

  • она запрещена в гололёд;
  • ею не перевозят мотоциклы;
  • нельзя буксировать тросом 2 и более автомобиля;
  • запрещено перебрасывать машины с нерабочей «рулевой» или неисправными тормозами.

Рекомендации для водителя собирающегося буксировать на гибкой сцепке.

  1. Для начала удостовериться в работоспособности крюка (серьги) и надёжности его фиксации. Возле проушины не должно быть никаких коррозийных очагов. Если что-либо вызывает сомнения, лучше сразу отказаться от буксировки.
  2. По неписаным правилам трос должен предлагаться водителем буксируемой машины. Если же канат не подходит, нужно предложить свой.
  3. Проверить длину троса. Если он короткий, это грозит в случае торможения столкновением. Если же чересчур длинный, буксируемая машина будет постоянно отклоняться от траектории движения, и возможно, что она выскочит на обочину и в кювет, а также на полосу «встречки». Лучше избежать аварийной ситуации изначально, отказавшись от такой буксировки, или заменить трос на качественный.
  4. Увеличить надёжность крепления троса. Один конец рекомендуется пропустить через крюк буксируемого ТС, а на продолжении каната установить специальный карабин.
  5. Обязательно договориться с водителем буксируемого авто о сигналах оповещения. К примеру, частое «моргание» фарами будет означать просьбу остановиться, а поднятая правая рука — знак перед торможением.
  6. Не стесняться расспросить коллегу о том, ходил ли он раньше на «галстуке». Если нет, то надо подробно ознакомить с нюансами работы систем и узлов автомобиля при буксировке: педаль гидравлического тормоза потребует значительно большего усилия при нажатии, в замок должен быть вставлен ключ, стекло со стороны водителя обязано быть опущено. Зимой или холодной осенью надо предупредить водителя потеплее одеться, ведь печка работать не будет.
  7. На своей машине освещение поставить в заводской режим, чтобы ясно виделось, какой манёвр собирается совершить тягач.
  8. Стартовать по возможности плавно, не совершая рывка. Тормозить, своевременно исключая резкие и неожиданные нажатия на педаль. Желательно ездить на скорости 30-50 км/ч.

Следование этим правилам поможет избежать многих неприятностей. В качестве гибкой сцепки может быть использован не только металлический трос, но и капроновый канат, тоже не уступающий в прочности.

буксировка

Это вариант буксировки, редко используемый владельцами легковых автомобилей по причине неудобства и сложности. Однако именно такой способ прицепа является самым надёжным, ведь он позволяет максимально прочно соединить два автомобиля между собой.

Предлагаем ознакомиться  На сколько лет действительна медицинская справка на водительские права? 2020 год

Главное в жёсткой сцепке — особое приспособление, собранное из балки с проушинами и металлической трубы. Встречается и другое, более сложное устройство, позволяющее буксировать неисправную машину по траектории головного автомобиля.

Жёсткая сцепка гораздо безопаснее, ведь между автомобилями обеспечивается стабильная дистанция. Это полностью исключает рывки или сближения.

По закону за баранкой буксируемого жёсткой сцепкой ТС беспременно должен сидеть водитель (карандаш), а дистанция — не превышать 4 метров. Также не допускается перевозка машины с вышедшими из строя тормозами и «рулевой».

Транспортировка машины с частичной погрузкой — более сложный тип буксировки. Для реализации этого способа потребуется большой внедорожник и кран, осуществляющий подъём передка автомобиля.

Такой вариант переброски транспортного средства часто применяется для новых легковых машин и грузовиков. Это наиболее безопасный и удобный метод перевозки автомобилей на малые и средние расстояния.

Несмотря на безопасность, частичная погрузка имеет свои правовые ограничения.

Способы буксировки

Как я уже говорил, есть несколько вариантов, чтобы тянуть за собой автомобиль.

Их называют буксировкой на гибкой распространенной сцепке, на фиксированной жесткой и с частичной погрузкой.

Давайте посмотрим на эти варианты отдельно.

Гибкий метод

Чтобы использовать гибкий популярный способ сцепки, потребуется металлический, капроновый или иной эластичный трос. К нему предъявляются особые требования по длине. Плюс обязательно требуется наличие фиксатора в виде кольца, кронштейна или крюка.

Буксировка автомобиля с АКПП

Если потребуется тянуть на буксире автомобиль, оснащенный автоматической коробкой, нужно помнить несколько важнейших правил:

  • прежде чем начать тянуть машину с АКПП, на ней требуется обязательно запустить двигатель;
  • коробка переключается в режим N, то есть на нейтральную передачу
  • максимальная скорость движения транспорта при этом составляет до 50 километров в час;
  • дистанция для буксировки не должна превышать 50 км.

Что же касается необходимости запуска двигателя, то тут все просто. Если мотор не работает, система смазки коробки работать не будет. Потянув машину с выключенным ДВС, вы просто рискуете испортить АКПП, из-за чего потребуется серьезный ремонт или полная замена узла.

Как буксировать автомобиль - важные правила и советы

Бывает и так, что авто на АКПП выступает в роли буксира.

Тогда действуют иные правила:

  • вес буксируемого транспорта не должен быть больше массы машины с АКПП;
  • скорость движения не должна превышать 40 километров в час;
  • при движении коробку можно переключать в режим 1 или 2;
  • в режиме Drive буксировка запрещена;
  • должна применяться только жесткая сцепка.

Тянуть на машине с АКПП, либо быть в роли буксируемого автотранспорта в такой ситуации не лучшее решение. Предпочтительнее выбрать иной способ, предусматривающий полную погрузку.

Если у вас остались какие-то вопросы по теме, обязательно задавайте их. Постараемся быстро ответить на них.

Автомобили с МКПП легко и просто завести толкачом или перевезти в ближайший ремонтный центр методом буксировки. Другое дело — автомобиль с АКПП. Некоторые водители до сих пор считают, что буксировать такую машину нельзя, ведь это часто приводит к весьма дорогостоящему ремонту коробки. Но такое происходит по вине самих водителей, совершающих грубые ошибки по незнанию.

Розетка фаркопа

Главная причина, усложняющая буксировку, заключается в наличии масляного насоса, функционирующего вкупе с силовым агрегатом. Это означает, что если двигатель автомобиля с «автоматом» заглушен, смазки КПП не происходит. Соответственно, происходит сильный перегрев и быстрее изнашиваются трущиеся детали.

Если селектор АКПП будет переведён в положение N, можно спокойно преодолевать на буксире любые расстояния. Однако часто буксировка проводится на автомобилях с неработающим мотором, и тогда возникает опасность загубить коробку передач, если не изучить регламентируемую инструкцию по буксировке и знать особенности перевозки на прицепе конкретной модели авто.

Общие правила по буксировке машины с АКПП:

  1. В первую очередь надо выставить АКПП в положение N, если это позволяет сделать двигатель. Обычно при неработающем моторе сделать это невозможно или сложно, ведь коробка блокируется. Исправить ситуацию поможет воздействие на выключатель блокировки с помощью отвёртки, открыв перед этим специальную заглушку.
  2. Перед буксировкой надо проверить уровень трансмиссионной жидкости в коробке — про необходимости долить смазку. Масло лучше предварительно прогреть, особенно в холодное время года.
  3. В процессе передвижения на прицепе рекомендуется периодически проверять температуру АКПП — если она повышается, то надо принять меры по охлаждению коробки, остановив движение.
  4. Строго придерживаться скоростного режима, обозначенного в инструкции конкретной модели авто. Как правило, если АКПП 3-скоростная — буксировка возможна на расстояние не более 35 км на скорости 30 км/ч; АКПП 4-скоростная — расстояние не более 50 км, скорость не более 50 км/ч.
  5. Желательнее использовать жёсткую сцепку, а не гибкую. Она поможет избежать резких рывков и остановок в процессе передвижения, что негативно сказывается на коробке передач.
Предлагаем ознакомиться  Как переоформить кадастровый план на землю ноый

Теперь о том, можно ли сам автомобиль с АКПП использовать в качестве буксировщика. Эксперты настаивают: избегайте этого! Если же брать на прицеп другой автомобиль приходится, надо:

  • использовать только жёсткую сцепку;
  • не брать на буксир автомобили, масса которых превышает вес буксировщика;
  • оценивать риски, связанные с перегревом АКПП.

Важно учитывать также технические характеристики автомобилей. Так, машины с АКПП, оборудованные полным приводом, рекомендуется не трогать вообще. Буксировка их легко приведёт к перегреву вискомуфты, что грозит серьёзным капитальным ремонтом коробки.

Особенности гибкой сцепки

Метод транспортировки машины с помощью гибкого троса применяется, если она пострадала в ДТП, случилась незначительная поломка или кончился бензин. В этих случаях ехать на авто нельзя, даже если технически возможность не утрачена.

Буксировка на гибкой сцепке производится с использованием исправного транспортного средства. К его задней части с помощью специального крепления и цепляют трос. Второй его конец, на котором фиксатор тоже есть, присоединяют к «носу» пострадавшего авто.

Мягкий, чаще всего из синтетических ниток или стальных проволок трос, должен быть прочным. Но он не делает из двух автомобилей монолитную конструкцию.

Договор водителей

буксировка авто

Все детали выполнения гибкой сцепки ПДД не учитывают. Для безопасной транспортировки водителям обязательно нужно договориться о том, как вести себя на дороге в процессе. Важные детали:

  • Выбор маршрута. Он определяется заранее так, чтобы на пути было меньше сложных участков, то есть перекрестков, спусков и подъемов, отрезков дороги с большим количеством автомобилей.
  • Знаки, которыми они будут общаться друг с другом. Иногда возникает необходимость остановки или замедления хода. Нужно, чтобы водитель буксируемого ТС был об этом предупрежден световым или звуковым сигналом, рукой. И сам мог при необходимости подать знак коллеге.

Проблема может возникнуть из-за других автомобилистов. Например, тех, кто хочет обогнать буксируемое ТС, не понимая, что между ним и ведущим находится трос. Такого водителя следует остановить любым способом – звуковым сигналом, криком, размахиванием рукой. Иначе произойдет ДТП.

Советы и рекомендации

Помимо соблюдения условий пункта 20 ПДД, стоит прислушаться к мнению опытных автомобилистов о том, как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке. Не раз опробованы несколько хитростей:

  • водителю ведущего ТС следует начинать движение плавно, чтобы не сорвать сцепление и не повредить трос;
  • ехать дальше нужно тоже без резких переходов с одной скорости на другую;
  • сцеплением необходимо пользоваться осторожно, а двигатель держать работающим на повышенных оборотах;
  • в связи с предыдущей рекомендацией важно следить за температурой охлаждающей жидкости;
  • водителю буксируемого ТС нужно контролировать дистанцию между ним и ведущим, не допускать опасного сближения и слишком тугого натяжения троса;
  • тормозить при необходимости ему следует плавно, аккуратно давя на педаль;
  • обоим ТС не следует превышать скоростной режим, максимум – 50 км/ч;
  • в связи с предыдущим советом лучше избегать автомагистралей, где ехать медленно крайне нежелательно;
  • если аварийные огни на ведомой машине не работают, можно использовать знак, прикрепив его на заднюю часть.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector