Императивный и диспозитивный методы отрасли права

Императивный метод

(авторитарный,
метод субординации,

метод власти и
подчинения)

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

правового
регулирования –

способ правового
воздействия на общественные отношения,
где стороны юридически не равны и
обладают неодинаковым объемом прав и
обязанностей субъектов.

В этих отношениях
одна сторона наделена властными
полномочиями, а другая этих полномочий
не имеет.

Императивный метод
правового регулирования основан на
неравенстве объема прав и обязанностей
субъектов, одни из которых наделены
властными полномочиями, а другие таковыми
не обладают.

конституционное
право,

административное
право,

финансовое
(бюджетное, налоговое) право, уголовное
право,

гражданско-процессуальное
право, арбитражно-процессуальное право,

уголовно-процессуальное
право.

Например,

— между инспектором
ГИБДД и участниками дорожного движения,
водителем транспортного средства,
пешеходом;

— между судьей и
участниками судебного процесса;

— между сотрудником
государственной жилищной инспекции и
субъектом права собственности жилого
помещения.

(автономный, метод
координации,

метод равенства
сторон)

Императивный и диспозитивный методы отрасли права

способ правового
воздействия на общественные отношения,
где стороны юридически равны и обладают
одинаковым объемом прав и обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

Диспозитивный
метод правового регулирования основан
на равном положении (статусе) субъектов
права, на равном объеме их прав и
обязанностей.

В этих отношениях
ни одна из сторон не наделена властными
полномочиями.

гражданское право,

трудовое право,

семейное право,

жилищное право.

— между покупателем
и продавцом,

— между кредитором
и должником,

— между супругами,

— между родителями
и детьми,

— между работником
(сотрудником) и работодателем.

Метод правового регулирования — есть совокупность, средств, способов, приемов юридического воздействия на поведение людей. ( проф. Перевалов В.Д.)

Метод правового регулирования — как совокупность приемов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. (проф. Лазарев В.В)

Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений. (проф Комаров С.А.)

а) установление границ регулируемых общественных отношений;б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

Императивный метод (авторитарный, метод субординации, метод власти и подчинения) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов. В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.

Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.

1) конституционное право 2) административное право 3) финансовое (бюджетное, налоговое) право 4) уголовное право, 5) гражданско-процессуальное право6) арбитражно-процессуальное право7) уголовно-процессуальное право

— между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом; — между судьей и участниками судебного процесса; — между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.

Диспозитивный метод (автономный, метод координации, метод равенства сторон)

Диспозитивный метод правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

1) гражданское право 2) трудовое право 3) семейное право 4) жилищное право

— между покупателем и продавцом, — между кредитором и должником,- между супругами, — между родителями и детьми, — между работником (сотрудником) и работодателем.

Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов

1. Понятие и
структура системы нормативных правовых
актов.

2. Систематизация
нормативных актов.

3. Действие
нормативных актов во времени, в
пространстве и по субъектам права.

1. Понятие и
структура системы нормативных правовых
актов

Понятие системы
нормативных правовых актов

Система нормативных
правовых актов – это обусловленная

иерархическими,

предметными
(отраслевыми) и

функциональными
связями

совокупность
нормативных документов.

статусом
правотворческого органа,

формами
(наименованиями) нормативных правовых
актов,

видами общественных
отношений, подлежащих правовому
регулированию и

функциями права
(регулятивными и охранительными).

Структура системы
нормативных правовых актов (НПА)

1. Иерархическая
структура системы нормативных правовых
актов

2. Предметная
(отраслевая) структура системы нормативных
правовых.

3. Федеративная
структура системы нормативных правовых
актов.

1. Иерархическая
структура

системы нормативных
правовых актов

систему законов
и

систему подзаконных
нормативных правовых актов.

Предлагаем ознакомиться  Договор ГПХ: на оказание услуг, с физическим лицом, скачать образец

Согласно части 2
статьи 4 Конституции России

Конституция
Российской Федерации и

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

федеральные законы

имеют верховенство
на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с
частью 1 статьи 15 Конституции России

Конституция
Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории Российской
Федерации.

Законы и иные
правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации.

На основании части
4 статьи 15 Конституции России

Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы.

Если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора.

а) федеральные
подзаконные нормативные правовые акты;

б) подзаконные
нормативные правовые акты субъектов
федерации;

в) муниципальные
нормативные правовые акты;

г) корпоративные
нормативные правовые акты.

нормативные указы
президента;

постановления
правительства;

нормативные
правовые акты министерств, агентств и
служб.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

нормативные
правовые акты высших должностных лиц
субъектов федерации (нормативные указы
президента или постановления губернатора,
главы администрации);

постановления
правительств или администраций субъектов
федерации;

нормативные
правовые акты исполнительных органов
государственной власти субъектов
федерации.

нормативные
правовые акты представительного органа
муниципального образования;

нормативные
правовые акты главы муниципального
образования;

нормативные
правовые акты местной администрации.

устав организации;

правила внутреннего
трудового распорядка;

регламенты работы
структурных подразделений организации;

положение о выплате
премий.

конституционные
нормативные правовые акты,

гражданско-правовые
нормативные акты,

административно-правовые
нормативные акты,

финансово-правовые
нормативные акты,

земельно-правовые
нормативные акты,

нормативные
правовые акты в сфере трудовых, семейных,
экологических, таможенных, градостроительных
и других отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Кодификация

Инкорпорация

Консолидация

1) сроком вступленияв юридическую силу нормативных правовых
актов;

2) условиями утратыюридической силы нормативных правовых
актов;

3) условиями обратной
юридической силы нормативного
правового акта.

Классификатор правовых актов

Одобрен Указом
Президента Российской Федерации от 15
марта 2000 г. N 511

010.000.000
Конституционный строй

020.000.000 Основы
государственного управления

030.000.000 Гражданское
право

040.000.000 Семья

050.000.000 Жилище

060.000.000 Труд и
занятость населения

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseen-GB

070.000.000 Социальное
обеспечение и социальное страхование

080.000.000 Финансы

090.000.000 Хозяйственная
деятельность

100.000.000
Внешнеэкономическая деятельность.
Таможенное дело

110.000.000 Природные
ресурсы и охрана окружающей природной
среды

120.000.000 Информация
и информатизация

130.000.000 Образование.
Наука. Культура

140.000.000
Здравоохранение. Физическая культура
и спорт. Туризм

150.000.000 Оборона

160.000.000 Безопасность
и охрана правопорядка

170.000.000 Уголовное
право. Исполнение наказаний

https://www.youtube.com/watch?v=upload

180.000.000 Правосудие

190.000.000 Прокуратура.
Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

200.000.000 Международные
отношения. Международное право

210.000.000 Индивидуальные
правовые акты по кадровым вопросам,
вопросам награждения, помилования,
гражданства, присвоения почетных и
иных званий

Наиболее
совершенной формой предметной (отраслевой)
структуры системы нормативных правовых
актов являются кодексы.

1. Арбитражный
процессуальный кодекс РФ

2. Бюджетный
кодекс РФ

3. Водный кодекс
РФ

4. Воздушный
кодекс РФ

5. Градостроительный
кодекс РФ

6. Гражданский
кодекс РФ

7. Гражданский
процессуальный кодекс РФ

8. Жилищный
кодекс РФ

9. Земельный
кодекс РФ

10. Кодекс
внутреннего водного транспорта РФ

11. Кодекс об
административных правонарушениях РФ

12. Кодекс
торгового мореплавания РФ

13. Лесной кодекс
РФ

14. Налоговый
кодекс РФ

15. Семейный
кодекс РФ

16. Таможенный
кодекс РФ

17. Трудовой
кодекс РФ

18. Уголовный
кодекс РФ

19. Уголовно-процессуальный
кодекс РФ

20. Уголовно-исполнительный
кодекс РФ

Инкорпорация — это

систематизация
нормативных актов путем их помещения
(объединения) по определенной системе
в единых сборниках или иных изданиях
(Алексеев С.С. Общая теория права. В
двух томах. Т. 2. –М.: Юрид. лит., 1982. С. 258).

форма систематизации,
в процессе которой нормативно-правовые
акты подвергаются внешней обработке и
объединяются полностью или частично в
разного рода сборники или собрания
(Общая теория права. Курс лекций / под
ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород.
1993. С. 337).

Собрание
законодательства Российской Федерации,

Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной
власти издательства «Юридическая
литература»,

Ведомости
Новосибирского областного Совета
депутатов,

Сборник нормативных
правовых актов Новосибирского областного
Совета депутатов,

Бюллетень органов
местного самоуправления города
Новосибирска.

Консолидация — это

форма систематизации,
в процессе которой ранее изданные
нормативно-правовые акты по тому или
иному вопросу сводятся (объединяются)
в единый акт (Общая теория права. Курс
лекций / под ред. В.К. Бабаева. Нижний
Новгород. 1993. С. 339).

способ систематизации,
состоящий в объединении нескольких
различных однопорядковых правоустановительных
актов в один новый акт (Нерсесянц В.С.
Общая теория права и государства. Учебник
для вузов. Издательская группа НОРМА —
ИНФРА-М, Москва, 1999. С. 447).

Федеральный закон
10 июля 1992 года N 3266-1 «Об
образовании»,

Федеральный закон
22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании» –

(образовательное
право),

Федеральный закон
17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации»

(пенсионное
право),

Федеральный закон
23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об
экологической экспертизе» –

(экологическое
право),

Федеральный закон
12 января 1995 года N 5-ФЗ «О
ветеранах» –

(социальное право
или право социального обеспечения).

Предлагаем ознакомиться  Оформление дтп без виновника

3. Условия обратной юридической силы нормативного правового акта

а) со дня
опубликования нормативного правового
акта.

Например,

Федеральный закон
от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ
«О высшем и послевузовском
профессиональном образовании»

Статья 34. Вступление
в силу настоящего Федерального закона

3. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования.

Первоначальный
текст документа опубликован в изданиях

«Собрание
законодательства РФ», 26.08.1996, N35, ст.
4135,

«Российская
газета», N 164, 29.08.1996.

б) со дня указанного
в самом нормативном правовом акте.

Например,

Семейный кодекс
Российской Федерации (29 декабря 1995 года
N 223-ФЗ)

Статья 168. Порядок
введения в действие настоящего Кодекса

1. Ввести в действие
настоящий Кодекс с 1 марта 1996 года, за
исключением положений, для которых
настоящим Кодексом установлены иные
сроки введения в действие.

в) со дня указанного
в другом (специальном) нормативном
правовом акте.

1) не указан день
введения их в юридическую силу

и (или)

2) нет отдельного
акта о введении их в действие.

В этом случае,
например,

а) федеральные
конституционные законы, федеральные
законы, акты палатФедерального
Собрания вступают в силу одновременно
на всей территории Российской Федерациипо истечении десяти дней после дня их
официального опубликования, если
самими законами или актами палат не
установлен другой порядок вступления
их в силу

(ст. 6 ФЗ РФ от
14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке
опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания»).

1) в «Парламентской
газете»;

2) в «Российской
газете» ;

3) в «Собрании
законодательства Российской Федерации».

(ст. 4 ФЗ РФ от
14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке
опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания»).

Законы подлежат
официальному опубликованию.

Неопубликованные
законы не применяются.

Любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для
всеобщего сведения.

(часть 3 статьи 15
Конституции РФ).

б) акты
Президента РФ,

имеющие нормативный
характер, вступают в силу одновременно
на всей территории Российской Федерациипо истечении семи дней после дня их
первого официального опубликования.

Иные акты
Президента РФ, в том числе акты,
содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера,вступают
в силу со дня их подписания

(пункт 5 Указа
Президента РФ от 23 мая 1996 года
N 763 «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных
правовых актов органов исполнительной
власти»).

в) акты
Правительства РФ,

затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, устанавливающие правовой
статус федеральных органов исполнительной
власти, а также организаций, вступают
в силу одновременно на всей территории
Российской Федерациипо истечении
семи дней после дня их первого официального
опубликования.

Иные акты
Правительства РФ, в том числе акты,
содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения
конфиденциального характера,вступают
в силу со дня их подписания

(пункт
6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года
N 763 «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных
правовых актов органов исполнительной
власти»).

в
«Российской газете» или в «Собрании
законодательства Российской Федерации».

(пункт
2 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года
N 763 «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных
правовых актов органов исполнительной
власти»).

г)
нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной
власти

вступают
в силу одновременно
на всей территории России по
истечении десяти дней после дня их
официального опубликования,
если самими актами не установлен другой
порядок вступления их в силу.

Нормативные
правовые акты
федеральных органов исполнительной
власти, содержащие сведения,
составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального
характера и
не подлежащие в связи с этим официальному
опубликованию, прошедшие государственную
регистрацию в Министерстве юстиции РФ,
вступают в
силу со дня государственной регистрации
и присвоения номера,
если самими актами не установлен более
поздний срок их вступления в силу.

(пункт
6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года
N 763 «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных
правовых актов органов исполнительной
власти»).

в
«Российской газете» в течение
десяти дней после дня их регистрации,

в
Бюллетене нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти издательства
«Юридическая литература» Администрации
Президента РФ.

(пункт
9 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года
N 763 «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных
правовых актов органов исполнительной
власти»).

Это
распространение действия НПА на
отношения, которые возникли до введения,
вступления НПА в юридическую силу,
действие.

Предлагаем ознакомиться  Как отличить поддельные права нового образца от настоящих

А).
Условия, когда нормативные правовые
акты не имеют обратной юридической
силы.

Б).
Условия, когда нормативные правовые
акты имеют обратную юридическую силу.

1)
НПА предусматривающие новые виды
юридической ответственности и (или)
наказаний;

2)
НПА увеличивающие действующие виды и
размеры санкций;

3)
НПА осложняющие (принижающие, ухудшающие)
юридическое положение субъектов права.

Например,

Статья
54 Конституции РФ.

1.
Закон, устанавливающий или отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет.

2.
Никто не может нести ответственность
за деяние, которое в момент его совершения
не признавалось правонарушением.

Статья
57 Конституции РФ.

Законы,
устанавливающие новые налоги или
ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.

Например,

1)
устанавливающие новые налоги и (или)
сборы,

2)
повышающие налоговые ставки, размеры
сборов,

3)
устанавливающие или

4)
отягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах,

5)
устанавливающие новые обязанности или

6)
иным образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков
сборов,

обратной
силы не имеют.

Например,

устанавливающий
преступность деяния,

усиливающий
наказание или

иным
образом ухудшающий положение лица,

обратной
силы не имеет.

1)
НПА отменяющие юридическую ответственность
и (или) наказания;

2)
НПА уменьшающие действующие виды и
(или) размеры санкций;

3)
НПА упрощающие (повышающие, улучшающие)
юридическое положение субъектов права.

Например,

второе
предложение части 2 статьи 54 Конституции
РФ.

Если
после совершения правонарушения
ответственность за него устранена или
смягчена, применяется новый закон.

Например,

отменяющие
налоги и (или) сборы,

снижающие
размеры ставок налогов (сборов),

устраняющие
обязанности налогоплательщиков,
плательщиков сборов,

иным
образом улучшающие их положение,

могут
иметь обратную силу,

если
прямо предусматривают это.

устраняющий
преступность деяния,

смягчающий
наказание или

иным
образом улучшающий положение лица,
совершившего преступление,

имеет
обратную силу,

т.е.
распространяется на лиц, совершивших
соответствующие деяния до вступления
такого закона в силу, в том числе на лиц,
отбывающих наказание или отбывших
наказание, но имеющих судимость.

Например,

Особенности правового отношения

правоотношение
– это деяния (действия или
бездействия) между людьми, не может быть
отношений между человеком и предметом,
вещью

правоотношение
– это деяния, которые предусмотрены
(основываются) на нормах
права и реализуют их

правоотношение
– это взаимные деяния субъектов,
зависимость которых определяется
юридическими правами и обязанностями,
предусмотренные нормами права

Правовое отношение
есть разновидность общественных
отношений.

Классификация
правовых отношений – распределение и
группировка правовых отношений в
соответствии с критериями определения
их видов

конституционные
правовые отношения

гражданско-правовые
отношения

административные
правовые отношения

трудовые правовые
отношения

семейные правовые
отношения

финансовые правовые
отношения

бюджетные правовые
отношения

налоговые правовые
отношения

земельные правовые
отношения

экологические
правовые отношения

уголовные правовые
отношения

императивные
правовые отношения

диспозитивные
правовые отношения

императивные
правовые отношения

– это возникающая
на основе правовых норм и вследствие
наступления определенных юридических
фактов связь субъектов права, обладающих
неодинаковым объемом прав и
обязанностей субъектов.

В этих отношениях
одна сторона наделена властными
полномочиями, а другая этих полномочий
не имеет.

диспозитивные
правовые отношения

– это возникающая
на основе правовых норм и вследствие
наступления определенных юридических
фактов связь субъектов права, обладающих
равным объемом прав и обязанностей
субъектов.

В этих отношениях
ни одна из сторон не наделена властными
полномочиями.

регулятивные
правовые отношения

охранительные
правовые отношения

абсолютные
правоотношения

относительные
правоотношения

абсолютные
правоотношения – правовые отношения,
в которых только одна сторона, один
субъект права поименован, определен,
конкретизирован, с другой стороны,
субъекты права не определены, не
конкретизированы, не поименованы

относительные
правоотношения – правовые отношения,
в которых все его стороны, субъекты
права поименованы, определены,
конкретизированы

а) двусторонние
и односторонние (односторонней считается
сделка, для совершения которой необходимо
и достаточно выражения воли одной
стороны – ст. 154 ГК РФ – дарение (ст.
572 ГК РФ), оферта (ст. 435-437, 494), составление
завещания (ст. 534 ГК РФ);

б) относительные
и абсолютные;

г) простые (одна
взаимная связь права и обязанности –
договор розничной купли-продажи, дарение,
единичная услуга) и сложные (связи
совокупности прав и обязанностей –
хозяйственные договоры, семейные
правоотношения, отношения в области
образования, здравоохранения);

д) регулятивные
и охранительные.2

а) регулятивные
и охранительные;

б) отраслевые
– материально-правовые и процессуальные;

в) абсолютные
и относительные;

г) общие и
конкретные.3

1) по отраслевому
признаку – конституционные,
гражданско-правовые, административно-правовые;

2) по характеру
содержания правоотношения – регулятивные
и охранительные;

3) в зависимости
от степени определенности сторон
правоотношения – относительные и
абсолютные;

4) по характеру
обязанности правоотношения – активные
и пассивные.2

физические лица,

юридические
лица,

субъекты
международного права

Провоспособность

Дееспособность

Деликтоспособность

4 декабря 2006 года
N 200-ФЗ

Утверждены
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 января 2006 г. N 25

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

30 декабря 2001 года
N 195-ФЗ

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector