Интеллектуальные права на компьютерные игры

Как получить авторские права на компьютерную игру?

При разработке видеоигры требуется много составляющих элементов. Это и графика, и исходный код программы, и музыкальное сопровождение, и персонажи, и развитие событий по сценарию и пр. Каждый из этих объектов отдельно может представлять собой чью-то интеллектуальную собственность.

Разработчики компьютерных игр также обладают интеллектуальными правами, охраняемыми законом. Нужно знать объёмы и пределы этих прав, а также разбираться в способах защиты своей собственности.

Защита так называемого сложного объекта

Если рассматривать законодательство РФ, то в нем нельзя найти упоминаний о таком виде интеллектуальной собственности, как компьютерная игра. Но в ст. 1240 ГК РФ говориться о сложных, составных произведениях, что могут быть приравнены к программам для ЭВМ. Такие произведения единовременно имеют в своем составе несколько объектов интеллектуальных прав. В указанных ситуациях действует закон о защите авторских прав. Отдельные части игры можно:

  • запатентовать как промышленные образцы;
  • зарегистрировать как товарные знаки.

Защита прав на товарный знак

В статусе товарного знака регистрируются:

  • наименование игры;
  • название игровых миров;
  • изображения, имена персонажей;
  • оригинальные элементы создаваемой игры и пр.

World of Warcraft, The Sims, Half Life, GTA, Need for speed. Каждый из героев Angry birds по отдельности регистрировался как товарный знак. Также зарегистрированным товарным знаком оказался зеленый пламбоб (этот кристалл удерживает над своей головой персонаж из Sims).

Товарный знак зарегистрирован под номером 395564, правообладателем является Электроник Артс Инк.

Правообладателю отдельного элемента из игры будет проще доказать в суде, что использование его интеллектуальной собственности стало нарушением исключительных прав. В подтверждение своей позиции истец должен представить судье документы на регистрацию объекта как товарного знака.

А еще обладателю таких товарных знаков удается успешно зарабатывать на атрибутике своей игры. Она становится узнаваемой, привлекает внимание производителей:

  • детских игрушек;
  • одежды;
  • канцтоваров, пр.

Условия регистрации

Подавая свой товарный знак на регистрацию, прежде следует убедиться, что это обозначение:

  • ранее не было зарегистрировано другим лицом;
  • соответствует требованиям закона.
Предлагаем ознакомиться  Ргс осаго электронное

Товарный знак не должен вводить потребителей в заблуждение. Необходимо, чтобы он обладал различительной способностью. То есть, такое обозначение отличает эту продукцию от аналогичной. Следует изучить положения ст. 1483 ГК РФ, где списком перечисляются основания для отказа в регистрации.

Обращаться для регистрации товарного знака следует в Роспатент. Для осуществления регистрации в среднем отводится от 8-ми месяцев до 1-го года. Срок охраны действителен 10 лет, но его впоследствии можно продлевать снова и снова.

В каких отношениях пребывают владельцы игры и ее разработчики

Отношения компании с работниками – это отдельная тема. Интеллектуальная собственность отличается от материальной. Разработчики занимаются интеллектуальной деятельностью – создают игру. Права на результаты этой деятельности должны перейти компании. Поэтому следует предельно четко и юридически правильно подготовить пакет документов.

Предлагается оформить отношения в одном из двух вариантов.

Вариант первый. Заключение трудового договора.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Вариант второй. Заключение договора ГПХ (гражданско-правового характера).

В законе указывается, что не у нанятого сотрудника (разработчика любого из объектов интеллектуальных прав) появляются права на создаваемый им объект, а у компании-нанимателя.

Интеллектуальные права на компьютерные игры

Однако при решении таких вопросов иной раз возникают сложности. Заключить типовой договор – этого может оказаться недостаточно. Должна присутствовать в документах следующая информация.

Если заключается договор ГПХ, руководство компании должно четко указать:

  • какой объект заказывался;
  • какой результат был получен.

Подробно разрабатывается техническое задание, по результатам работы подписывается акт. К нему же прилагается образец этих результатов.

Интеллектуальные права на игру нарушены: какова ответственность?

Правообладатель может запретить использование своих объектов без позволения. Это право понуждает к заключению лицензионного договора. Тогда правообладатель станет получать регулярные выплаты роялти. Кроме того, он обретает возможность добиваться взыскания убытков и компенсационных выплат.

Когда взыскивается компенсация, нет надобности подтверждать размер убытков. В суде выясняются такие вопросы:

  • обладает ли правом на игру заявитель иска;
  • является ли ответчик нарушителем чужих прав.

При назначении размера компенсации учитываются приведенные ниже и другие моменты.

  1. Способ использования объекта.
  2. Продолжительность правонарушения.
  3. Впервые отметилось нарушение права собственности, или же это действие носит рецидивный характер.

Расчет взыскания

Самый простой способ расчета компенсации, это назначение за каждое нарушение взыскания от 10 тыс. руб. до 5 млн руб.

Однако может использоваться и другой способ расчета компенсации, если имеются реальные данные о численности пиратских копий, и эти сведения подтверждены.

Предлагаем ознакомиться  Обращение в прокуратуру - задержка зарплаты

К примеру, в суд поступила подтвержденная информация, что в партию нелицензионных дисков входит определенное число экземпляров. Подсчитывая компенсацию, берут стоимость этой партии и умножают цифру на два.

Интеллектуальные права на компьютерные игры

Споры подобного характера возникают беспрерывно. Правообладатели даже устраивают “рейды”, пытаясь выискивать правонарушителей в разных регионах РФ.

Нарушителя чужих прав могут привлечь не только к гражданской ответственности. Возможно, ему придется отвечать по условиям КоАП РФ или даже в уголовном порядке.

К уголовной ответственности привлекают редко, зато административные штрафы приходится платить многим.

  1. За нарушение авторского права взыщут штраф в размере 40 тыс. руб.
  2. Если нарушены права обладателя товарного знака, виновное лицо оштрафуют на 200 тыс. руб.
  3. Конфискуют:
  • весь контрафакт;
  • средства незаконного производства.

Авторские права на настольные игры

Современные люди всех возрастов не представляют себя без компьютерных игр, ставших значимой частью жизни. Однако настольные игры не утратили актуальности и прочно удерживают на рынке свои позиции. Популярностью пользуются как известные игры, любовь к которым не угасает у нескольких поколений подряд, так и новые, только что созданные.

Создателей настольных игр, их издателей интересует важный вопрос, касающийся защиты прав автора, запрета другим производителям выпускать подобные игры. Сразу можно сказать, что методами патентного или авторского права саму механику игры – правила, ее процесс – защитить нельзя. Но настольная игра включает достаточно много других элементов, которые подлежат защите, являясь объектами интеллектуального права.

Интеллектуальные права на компьютерные игры

Первый элемент – коробка. Ее дизайн – итог интеллектуальной деятельности, охраняемой авторским правом. Статья 1259 ГК РФ дизайнерские объекты определяет как объекты авторских прав. Вопреки распространенному представлению регистрация авторских прав или осуществление иных каких-либо формальностей не требуется для возникновения, осуществления прав автора.

Как и в ситуации с другими объектами, первоначально автор приобретает на объект дизайна исключительное право. Эти права в дальнейшем по различным причинам могут быть переданы другим лицам: дизайнером заказчику на основании договора, закрепляющего условия создания этого дизайна, или по причине отчуждения исключительного права.

Дизайн упаковки защищается не только авторским правом: правообладатели прибегают к патентному праву. Дизайн упаковки можно запатентовать как промышленный образец. Следует помнить и о правах на использование средств индивидуализации. Можно зарегистрировать логотип игры в качестве товарного знака. Существующие возможности защиты права на упаковку настольной игры (например, коробку) можно реализовать двумя способами: прибегнуть к авторскому или патентному праву.

Следующий элемент игры – игровое поле, на котором разворачиваются действия во многих играх. Дизайн игрового поля, как и дизайн упаковки, подлежит защите с позиций как патентного, так и авторского права. Например, если игровое поле будет иметь оригинальную форму, уникальную цветовую гамму, необычное расположение сегментов хода, то оно будет обладать признаками промышленного образца, что означает возможность получения на него патента.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Предлагаем ознакомиться  Есть ли срок давности у свидетельства о праве на наследство

Состав настольных игр включает не только упаковку и игровое поле, но и другие элементы. Выше было указано, что существует возможность регистрации логотипа игры в качестве товарного знака. Эту процедуру можно осуществить и с героями игры. Если в игре присутствует уникальный герой, то его вполне можно сделать товарным знаком. Вспомним хотя бы Монополию и неповторимого старичка.

Еще одним элементом, защищенным с позиции интеллектуального права, может стать оригинальный атрибут игры. Например, когда процесс ходов зависит не от бросания кубиков, а необычного артефакта – волчка-рулетки. В подобных случаях непривычный предмет становится важнейшей особенностью, выделяющей игру их других, делает ее неповторимой, что самым непосредственным образом влияет коммерческий успех.

К последнему элементу следует отнести правила игры. В охраноспособности правил заинтересованы правообладатели. Увы, права на правила игры ни с позиции патентного, ни с позиции авторского права не подлежат защите. Обусловлено это тем, что правила игры представляют собой способ, метод проведения игры. ГК РФ в п.5 ст.

1259 определяет, что концепции, идеи, способы, методы, процессы, решение организационных, технических, а также иных задач, языки программирования, системы, факты, открытия, геологическая информация о недрах авторским правом не охраняются. Значит, с точки зрения авторского права такой объект не охраняется.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Ряд специалистов придерживаются позиции, что правила игры имеет смысл охранять в качестве литературного произведения. Однако осуществить подобное возможно только теоретически. На практике достичь этого не представляется возможным: копирование текста (именно текста) правил может пресекаться, но вряд ли конкуренты настолько неизобретательны, что будут копировать их буква в букву.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector