Как уведомить о прекращении действия договора

Основание направить уведомление

Существует всего 3 основных обстоятельства, при возникновении которых договорные отношения подлежат расторжению:

  1. Заканчивается срок действия договора. Одно из самых распространенных оснований, в соответствии с которым отношения сторон прекращаются в сроки, обозначенные договором. Чаще всего никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Однако, необходимо помнить, что в некоторых случаях требуется подтверждение расторжения такого договора, которое осуществляется путем направления стороной, не заинтересованной в сохранении его юридической силы на новый период. Если не совершить такое уведомление, то договор может быть автоматически продлен на определенный срок или даже трансформироваться в бессрочный.
  2. Инициатива одной из сторон или обоюдное волеизъявление. Договором практически всегда устанавливается порядок расторжения по инициативе одной из сторон. При этом в качестве основных условий такого расторжения всегда является уведомление другой стороны о своих планах заранее, в предусмотренный соответствующим пунктом срок. Если такого условия в договоре не указано, то действуют правила, изложенные в законах. Уведомление не будет требоваться только если инициатива расторжения договора вызвана нарушением другой стороной его положений или при взаимных интересах расторгнуть договор. В этих случаях прекратить действие договора, можно будет в любой момент.
  3. Изменение условий и наступление обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора и которые оказывают влияние на его исполнение. Наступление каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Допустим, на предприятии произошла авария, вследствие которой производственные мощности, необходимые для исполнения договора были повреждены. Или возникло стихийное бедствие, которое нарушило электрооптические производственного объекта.

Договор считается расторгнутым при наличии письменного соглашения между сторонами или направления уведомления о прекращении действия документа.

В любом случае такое уведомление должно быть составлено по общим правилам и в единой структуре.

В верхнем правом углу указывается наименование получателя уведомления. Это может быть организация или физическое лицо. Далее, указывается официальный юридический или почтовый адрес. Необходимо учитывать, что если уведомление направляется конкретному должностному лицу, то перед наименованием организации указывается его должность, фамилия, инициалы в дательном падеже.

Пример: Генеральному директору ЗАО «ИКЛМН» Петрову Петру Ивановичу.

Затем в правом верхнем углу указывается информация об отправителе, аналогичная по содержанию информации о получателе. Правда в этом случае рекомендуется дополнительно указать контактные данные для связи: телефон, почтовый адрес, адрес электронной почты. Это следует сделать для того, чтобы адресат мог оперативно связаться, если ему необходимо уточнить какие-либо условия расторжения.

После информации о сторонах посередине с большой буквы прописывается название, которое излагается примерно так – «Уведомление о расторжении договора».

Предлагаем ознакомиться  Нужен ли в Белоруссию загранпаспорт и виза: правила въезда в Беларусь для россиян

Под заголовком размещается текст. В нем указываются реквизиты документа, о прекращении действия которого уведомляется получатель, а также законные основания для такого расторжения со ссылкой на нормативные документы или пункты договора.

Например, письмо о расторжении договора аренды будет выглядеть следующим образом: Уважаемый Иван Иванович, уведомляем Вас о прекращении договора аренды нежилого помещения № 45/17, заключенного 12.01.2017 года с 21.02.2017 года в связи с окончанием его срока действия на основании п. 6 указанного договора.

Письмо подписывается, ставится дата составления. Уведомление от организации может быть скреплено печатью, однако, это делать необязательно.

Договор может прекращаться по разным основаниям: истечение срока действия, исполнение обязательств, взаимная договоренность сторон, односторонний отказ или расторжение. О направлении уведомления о расторжении договора мы рассказали отдельно.

Как уведомить о прекращении действия договора

Однако арендные отношения в части расторжения договора имеют свои нюансы. Гражданский кодекс содержит интересную статью 621, которая называется преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок. Конечно, законом (к примеру, Земельный кодекс) или договором может быть предусмотрено его отсутствие.

Но согласно части 2 этой же статьи, если арендатор продолжит пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Вот поэтому-то возражения арендодателя лучше всего оформить уведомлением о прекращении договора аренды.

Уведомление о прекращении договора аренды актуально и для арендатора. С помощью такого документа он сможет доказать, к примеру, необоснованное уклонение арендодателя принять имущество после окончания договорных обязательств. Или подтвердить свое намерение не заключать новый договор на тех же условиях.

Прекращение договора аренды до истечения срока его действия – это расторжение. И арендодатель, и арендатор имеют на это право.

Арендодатель может досрочно расторгнуть договор аренды по основаниям, указанным в ст. 619 ГК РФ:

  • использование арендатором имущества с существенным нарушением условий договора или назначения такого имущества, с неоднократными нарушениями условий договора.
  • более 2 раз подряд не внесена в установленный срок (просрочка тоже считается, но 2 и более раз подряд) арендная плата
  • арендатор существенно ухудшает состояние имущества
  • не осуществляет капитальный ремонт имущества, когда такая обязанность договором или законом возложена на арендатора
  • по иным основаниям, когда они предусмотрены договором и такие условия не признаны недействительными.

Арендодатель может расторгнуть договор досрочно, но только после того, как направит письменное предупреждение с требованием о надлежащем исполнении обязательства.

Арендатор, в свою очередь, вправе требовать расторжения договора аренды в соответствии со ст. 620 ГК РФ:

  • имущество не предоставлено либо создаются препятствия к пользованию им
  • предмет аренды (имущество) имеет недостатки, не оговоренные сторонами и не известные арендатору заранее (составляйте акт осмотра)
  • не производится капитальный ремонт предмета аренды, когда по условиям договора это обязанность арендодателя
  • имущество не пригодно к использованию без вины арендатора
Предлагаем ознакомиться  Как развестись если муж в другой стране

Пример уведомления о прекращении аренды

ИП Помощников Анатолий Федорович

ОРГНИП 365846168466984   ИНН 65461635464

адрес: 169902, Республика Коми, г. Воркута, пр-кт Дорожный, 20-78

Генеральному директору

ООО «ПарусФрегат»

В.И. Рожкову

адрес: 169905, г. Воркута,

пр-д Северный, 152

18 августа 2017 г. между ООО «ПарусФрегат» и мной был заключен договор аренды № 5 земельного участка, кадастровый номер 47:83762:329:2, общей площадью 1 248 кв. м., расположенного по адресу: Россия, Республика Коми, г. Воркута, ул. Власинская, 15, принадлежащего мне на праве собственности, сроком на 11 месяцев.

Пунктом 3.6 вышеуказанного договора предусмотрено преимущественное право Арендатора на заключение нового договора на тех же условиях и на тот же срок.

В соответствии со ст. 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на определенный срок. Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть имущество в том состоянии, в котором он его получил.

На основании изложенного, уведомляю Вас о прекращении с 17 июля 2018 г. договора аренды № 5 земельного участка с кадастровым номером 47:83762:329:2, общей площадью 1 248 кв. м., расположенного по адресу: Россия, Республика Коми, г. Воркута, ул. Власинская, 15, в связи с истечением срока действия договора без заключения нового соглашения. Прошу подписать Акт сверки взаиморасчетов, а передать арендованное имущество в надлежащем состоянии по Акту приема-передачи.

Приложение:

  1. Акт сверки взаиморасчетов

01 июля 2018 г.                    Помощников А.Ф.

Зачем нужно уведомлять

Уведомлять о расторжении договора может быть необходимо по следующим причинам:

  1. Договором предусмотрено, что при отсутствии волеизъявления одной из сторон о прекращении его срока действия, такой договор будет продлен на определенный (или неопределенный срок). Наиболее ярким примером является срочный трудовой договор, который при отсутствии уведомления о расторжении считается заключенным на неопределенный срок.
  2. Процедура уведомления предусмотрена порядком расторжения договора по инициативе одной из сторон. Для совершения такого уведомления обычно предусмотрен определенный срок. То есть, уведомить о расторжении договора за день до даты такого расторжения в большинстве случаев не допускается. Значительный срок для совершения уведомления заранее установлен для того, чтобы защитить права уведомленной стороны. Допустим, по договору аренды. Арендодателю нужно будет время, чтобы найти нового арендатора, а арендатору (если инициатор арендодатель) нужно время, чтобы найти новое помещение для аренды.
  3. При нарушении одной из сторон договора его условий, эта сторона должна получить письменное уведомление о прекращении действия документа. Дело в том, что нарушение одной из сторон условий договора не влечет его автоматического прекращения. Если виновник не будет уведомлен, что вследствие допущенного им нарушения другая сторона желает прекратить действие договора, то расторжение не произойдет, пока уведомление не будет получено.
Предлагаем ознакомиться  Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда

Как вручить письмо

Письмо о расторжении договора можно доставить адресату одним из 3 основных способов:

  1. Лично. В этом случае письмо доставляется в офис получателя и вручается ответственному лицу, о чем делается соответствующая отметка на копии документа, которая остается у адресанта как подтверждение совершения уведомления. На этой копии лицо, принявшее документ, ставит личную подпись, фамилию и инициалы, должность, дату, присваивает входящий номер.
  2. Почтовым отправлением или курьерской службой. Эти службы предоставляют отчет о статусе доставки документа или квиток, в котором расписывается получатель. Пользование их услугами незаменимо, когда адресат уклоняется от получения уведомления. В этом случае аргументом, доказывающим расторжение договора, будет служить сам факт направления необходимой уведомительной информации.
  3. Электронным способом. Этот способ подходит только для организаций и лиц, работающих в системе электронного документооборота. Факт направления уведомления в этом случае устанавливается специальными электронными реквизитами и электронной подписью. Заверять такое письмо дополнительной печатью или подписью не нужно.

Как составить и подать уведомление о прекращении аренды

Документ составляется в свободной форме. Но должен содержать ряд обязательных элементов для придания ему юридической силы. И, конечно, направить его лучше заранее – до истечения срока действия договора.

В уведомлении о прекращении договора должны быть обозначены реквизиты и дата договора аренды, его стороны, обстоятельства прекращения (истечение срока действия или нарушение обязательств), обязанность вернуть предмет аренды, дата и подпись лица, подавшего уведомление.

Подготовленное письмо подается в том порядке и на тот адрес, которые указаны в разделе о досудебном порядке урегулирования споров. На официальный адрес контрагента (второй стороны).

Если уведомление о прекращении аренды не будет направлено, а арендатор продолжит пользоваться имуществом, разрешение спора будет проходить в суде.

Какие правила важно соблюсти при составлении и отправке письма

Составляя письмо необходимо соблюдать несколько следующих правил:

  1. Оно должно содержать точные и безошибочные реквизиты получателя. При наличии каких-либо ошибок, не позволяющих точно идентифицировать адресата, такое уведомление может быть признано не имеющим юридической силы.
  2. Основание прекращения должно быть указано в соответствии с положениями нормативно-правового акта или положениями договора. Отсутствие законных оснований приведет к недействительности такого письма.
  3. Это официальный документ. Грамматических ошибок в нем быть не должно.

При отправке письма необходимо учитывать следующее:

  1. Доставку необходимо организовывать только силами официальной организации, которая предоставляет услуги по подтверждению факта доставки.
  2. Факс или электронная почта не подойдут для совершения уведомления, так как впоследствии адресат может недобросовестно заявить о том, что ничего не получал, а отправитель не сможет доказать обратного.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector