Унифицированная форма № ОС-6б — бланк и образец

Назначение документа

Когда у предприятия во владении имеется значительное количество имущества длительного применения, то есть срок использования которого составляет более одного года, то целесообразно отладить процесс учета поступления каждой такой единицы, отражать все перемещения в пределах нахождения организации, контролировать и обеспечивать условия для надлежащего хранения. Для этого оформляются инвентарные индивидуальные карточки на объекты собственные и арендованные.

Правила заполнения регистра

Форма ОС-6б (инвентарная книга) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 и используется, когда возникает необходимость обеспечить учет объектов основных фондов на малом предприятии. В крупных компаниях, как правило, применяют другие бланки – инвентарные карточки форм:

  • ОС-6 — для учета по каждому объекту;
  • ОС-6а — при учете в разрезе группы объектов.

Инвентарная книга представляет собой бухгалтерский регистр, в котором отображается вся информация о наличии и движении всех имеющихся в наличии ОС. Ведут ее в 1 экземпляре.

Книга ОС-6б состоит из титульного листа и табличной части, при этом внутренних листов может быть достаточно много.

На титульной странице отображается информация о владельце ОС, а также указывается период, на который заведена книга. Обязательными реквизитами являются должность и Ф. И. О. ответственного за ведение книги сотрудника.

Унифицированная форма № ОС-6б - бланк и образец

Информация о каждом объекте ОС заносится в отдельной строке (причем только в одной). Т. е. запись об одном объекте делается один раз, а по мере изменения ситуации с объектом в строку вносятся новые сведения (вплоть до снятия объекта с учета).

В строке всего 18 граф. При переоценке объекта ОС информация об этом вносится в гр. 12–14, при перемещении — в гр. 15–17, а при снятии с учета (продажа, списание) — в гр. 18.

ВАЖНО! В графах, где должна быть указана сумма износа, следует отображать информацию о начисленной за весь период эксплуатации амортизации.

Какую форму выбрать

Теперь же учет упростили для коммерческих организаций на законодательном уровне, и организации имеет право разрабатывать самостоятельно и применять удобный шаблон такого документа, с соблюдением ряда требований о присутствии всех необходимых сведений в целях идентификации объекта ОС.

На оборотной стороне формы ОС-6 подлежат заполнению разделы (см. таблицу 1).

№ раздела

Описание

№ 5

Информация о проводимых операциях, которые повлияли на первоначальную стоимость (дата и номер распоряжения; вид действия – дооборудование, модернизация, частичное выбытие, реконструкция; размер понесенных расходов)

№ 6

Траты на ремонт, на поддержание используемого объекта в рабочем состоянии (сведения вносятся из формы ОС-3)

№ 7

Особые отличительные составляющие средства труда, дополнительные значимые присоединения, а также содержание в его комплектации особых материалов (драгоценных или полудрагоценных предметов)

В графах 8-14 завершающей таблицы карточки отражаются сведения при наличии особых элементов конструкции в целом, их количество и отличительное качество.

Предлагаем ознакомиться  Отражение выбытия земельного участка в декларации по прибыли

Внизу проставляется подпись с расшифровкой и указанием занимаемой должности ответственного лица за ведение, достоверность отображаемых в карточке сведений и перемещении объектов ОС (изменении первичных данных) внутри компании.

Бланк инвентарной карточки

На объекты библиотечного фонда и имущество, стоимость которого не превышает три тысячи рублей, допускается не заводить индивидуальные инвентарные карточки. Формы актов по списанию ОС для бюджетных учреждений регламентированы Приказом Минфина № 52н (от 30 марта 2015 года). Если выбывает:

  • транспортное средство, то применяется бланк 0504105
  • печатные издания – 0504144
  • мягкий (или хозяйственный) инвентарь – 0504143
  • прочее имущество (не являющееся транспортным средством) – 0504104

Утверждается этот документ непосредственно самим руководителем учреждения. Как правило, требуется дополнительное его согласование с вышестоящими контролирующими деятельность органами власти.

Таким образом, обязанность на законодательном уровне по применению карточки по учету ОС у коммерческих предприятий отсутствует. Но ведение этого документа позволит значительно упростить процедуру рационального владения имуществом и своевременно отслеживать необходимость в обновлении имеющихся в наличии средств труда длительного применения.

Наиболее полные сведения имеет бланк по форме ОС-6, который организация вправе видоизменять и использовать по своему усмотрению, с соблюдением требования о наличии в форме всех обязательных реквизитов. Для учреждений на государственном обеспечении имеются особенности в учете ОС и его документальном отражении.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Первые записи об объектах в ОС-6б делаются на основании информации, полученной из формы ОС-1б (здесь отображается информация о приеме объектов ОС) и техдокументации. Вся последующая информация о каждом объекте (внутреннее перемещение, капремонт, реконструкция, списание/отчуждение) заносится на основании соответствующих первичных документов.

О требованиях, предъявляемых к реквизитам первичного документа, читайте в материале «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».

Записи в ОС-6б производит бухгалтер, в чьи обязанности входит ведение инвентарной книги.

Заполнение карточки при поступлении ОС

При первоначальном поступлении сведения об ОС подлежат внесению в карточку из сопровождающих документов (к примеру, техпаспорт производителя). Они могут отличаться и зависят от источников получения компанией ОС:

  • приобретение за плату
  • по договору мены
  • безвозмездная передача

Заполняется карточка вручную, непосредственно на бумажном бланке, или все сведения заносятся сначала в компьютерной программе, а затем документ распечатывается в одном экземпляре из нее (на каждый инвентарный объект имущества – по отдельности).

Перечень необходимых данных

Без предварительно оформленного акта приема-передачи приступить к заполнению не удастся, ведь из него переносятся все основные первоначальные сведения. Печать на документе не ставится, так как это внутрифирменный документ. В бумажном варианте он должен обязательно быть в наличии и содержать подпись ответственного за материальные ценности лица, а также соответствующее место дальнейшего нахождения и использования (структурный отдел, подразделение).

Предлагаем ознакомиться  Как узнать, в каких банках у должника открыты счета || Получение сведений о счетах контрагента

Шапка документа

Карточка включает несколько частей: шапки и таблиц со сведениями. Так, в самом начале документа указывается следующая информация:

  • Порядок заполнения карточкиорганизация-собственник имущества (полное ее наименование, а справа в колонках – соответствующие коды по ОКПО и ОКОФ), подразделение
  • наименование самого документа, дата составления и его номер
  • об имуществе: его точное название, модель, марка; организация-производитель (изготовитель); место использования; все уже имеющиеся и назначенные номера (из техпаспорта, инвентарный, заводской); принадлежность к той или иной амортизационной группе; даты – постановки на учет и выбытия

Если структурных подразделений выделено несколько в организации, то в карточке обязательно следует указывать их кодированное значение в предназначенных для этого графах документа.

Итоги

Форма ОС-6б (инвентарная книга) представляет собой 1 из вариантов учетных документов, отражающих наличие, движение и характеристики имеющихся в наличии ОС. Обычно используется при небольшом общем объеме такого имущества.

Таблицы сведений

Далее карточка состоит из таблиц разделов и содержит сведения о принятом к учету объекте:

  • Учет переоценкина момент поступления или передачи (заполняется, если ранее средство уже использовалось) – раздел 1
  • на дату начала использования в бухгалтерском учете: стоимость без НДС (если является плательщиком этого налога); запланированное количество месяцев использования до момента выбытия – вносятся во 2-ой раздел
  • о переоценке (может увеличиваться или уменьшаться) – раздел 3
  • о движении в пределах организации, смене ответственных лиц (с указанием номера и даты распоряжений, подписей, остаточной стоимости) – раздел 4

Если собственников несколько, то чуть ниже указывается справочная информация о соотношении долей владения каждого из них (в процентах).

Вопрос:Какие сведения и когда должны быть обозначены в инвентарной карточке после её открытия?

1) момент перемещения ОС фиксируется в день оформления акта ОС-2;

2) момент переоценки ОС фиксируется в день оформления акта о результатах переоценки основных средств;

– ОС-1б – при продаже ОС;

– ОС-4б – при  списании пришедших в негодность ОС.

Вопрос:Какие документы используют малые предприятия взамен инвентарной карточки?

Форма ОС-6б

Ответ: Альтернативой инвентарной карточки для малых предприятий является инвентарная книга по форме ОС-6б.

Вопрос:Какие сведения должны быть обозначены в инвентарной книге?

1) при открытия инвентарной книги используются сведения из акта ОС-1б;

Предлагаем ознакомиться  Порядок действий при заливе - акт о заливе квартиры образец

2) при внесении дополнительных сведений в инвентарную книгу используются сведения из акта ОС-2, ОС-4б, ОС-1б.

Вопрос: Для чего необходима инвентарная карточка в бухгалтерии?

Ответ: Данный документ несёт в себе учётный смысл, а именно – используется при учёте операций с объектами основных фондов. Данный документ содержит информацию о поступлении, перемещении, переоценки и выбытии основных средств.

Важные нюансы

При заполнении карточки по форме ОС-6 или самостоятельно разработанного на предприятии документа следует придерживаться норм и рекомендаций положения № 7 (Госкомстата России, от 21 января 2003 года). Если количество объектов сравнительно небольшое, то для уменьшения документооборота возможно использование инвентарного журнала (бланка ОС-6б).

Порядок нумерации карточек, а также применяемую форму этого документа, следует закрепить в учетной политике компании. Не подлежащие заполнению строки желательно подчеркивать тонкой линией.

Принципы описи

Для осуществления контроля над регистрацией новых карточек и дальнейшему учету их движения существуют описи. Оформляются они в бухгалтерии и сдаются в архив после списания ОС. Органами государственной власти используется обязательный бланк, утвержденный от 30 марта 2015 года Приказом № 52н.

Документ содержит информацию за определенный период времени (указывается в шапке) в виде таблицы со следующими графами для заполнения:

  • номер карточки
  • присвоенный инвентарный номер объекта ОС
  • наименование имущества
  • дату и номер записи о выбытии объекта

Унифицированная форма № ОС-6б - бланк и образец

Вверху бланка имеются строки для указания наименований учреждения и его подразделения (а также кодов), а внизу – содержание документа заверяется подписью ответственного лица (его должность, расшифровка), с проставлением даты.

Хранение документа

Бланк обязательно необходимо распечатывать после его заполнения и подписывать у лиц, ответственных за материальную сохранность объекта ОС, а также у назначенного работника по заполнению и ведению инвентарных карточек. Обычно единственный экземпляр документа находится у сотрудников бухгалтерии. Даже после выбытия имущества из применения сохранность инвентарных карточек по ним следует обеспечить на срок от пяти лет.

Списание ОС в бюджетных учреждениях

При снятии ОС с баланса бюджетного учреждения необходимо составление не только акта о его списании, но и оформление назначенной руководителем комиссией протокола. Если есть какие-либо сомнения в принятии окончательного решения о выбытии рассматриваемого имущества, то учитывается заключение привлеченных независимых экспертов. Заполняется протокол в свободной форме, но обязательно должен содержать сведения о:

  • наименовании документа, месте его составления
  • Порядок списания основных средствчленах комиссии (с расшифровкой личных сведений и занимаемых должностей)
  • цели назначенного заседания, с подробным перечнем рассматриваемых объектов имущества
  • причинах, по которым ОС необходимо признать непригодными для дальнейшего применения
  • принятом решении по итогам рассмотрения поставленных вопросов (о списании или дальнейшем использовании, проведении независимости оценки технического состояния)
  • результатах итогового голосования
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector